Very big games of very important wizards
Who are you ALBUS DUMBLEDORE?
Great scientist
Great politician
Great teacher
Great general
The Greatest… cheat???
В нашей постоянной рубрике о больших играх больших магов мы пытаемся проникнуть сквозь завесу тайн в мир БОЛЬШОЙ политики и понять, что же движет теми, кто распоряжается судьбами всего магического сообщества и МИРА.
Темой нашего сегодняшнего расследования является деятельность одной из самых значимых и вместе с тем загадочных фигур последнего столетия - Альбуса Дамблдора.
Почему Дамблдор не стал министром магии? Какова его реальная роль в первой войне? Мог ли он предотвратить чёрный террор Сами-Знаете-Кого?
КТО ЖЕ ВЫ НА САМОМ ДЕЛЕ, ГОСПОДИН ДАМБЛДОР?
ВРЕМЯ УЗНАТЬ ПРАВДУ.
«Власть неимущий»
Дамблдор погиб в 1996 году. Казалось бы. Дискуссиям о роли его личности в истории пора стихнуть. Дамблдор должен был остаться Величайшим магом современности. А у руля власти должны были стоят его верные преемники: Аластор Грюм, Рональ Уизли и Гарри Поттер. Однако Грюм погиб, Уизли свёл счёты с жизнью, а Поттер канул в Лету. К власти пришли люди, заинтересованные в исторической правде, а не в мифах и сказках. Произошло то, чего не учёл старый профессор.
Благодаря открытым архивам мы можем отправиться в увлекательное путешествие во времени и попытаться узнать правду…
1970-е годы. С каждым разгромом очередного отряда авроров недовольство населения росло, и вместе с тем росла поддержка А. Дамблдора как наиболее искусного и авторитетного мага, способного остановить террор.
О чём это свидетельствует? Прежде всего о сильном недовольстве населения курсом правительства. Это раз. О невероятной популярности Дамблдора. Это два.
Почему же тогда Дамблдор, которого готовы были силой возвести в ранг министра магии, сделал всё, чтобы этого не произошло? Почему он не возглавил страну в критический момент, хотя именно в нём все видели идеального кандидата на пост министра? Этот вопрос более чем актуален, и никто ещё не дал на него в большей или меньшей степени адекватный ответ.
Выдвигается ряд версий.
Во-первых, что Дамблдор якобы не хотел смуты в рядах законной власти в столь тяжёлое время. Однако эта версия нежизнеспособна, так как именно отказ Дамблдора взять на себя всю полноту власти и рождал эту самую смуту. Правительство не обладало таким авторитетом, каким обладал Дамблдор и не могло погасить недовольство населения. В случае вступления Дамблдора в должность министра магии, конфликт был бы исчерпан. Сам факт появления столь знаменитого и уважаемого мага, которого по слухам опасался даже Сами-Знаете-Кто, консолидировал бы общество вокруг министерства.
Во-вторых, считается, что Дамблдор отказывался от незаконного захвата власти. Но ведь нельзя забывать, насколько сильным было влияние Дамблдора в Визингамоте, который без особых хлопот мог бы обеспечить законность прихода хогвартского директора к власти. Не последнюю роль сыграло бы и общественное мнение.
Третья версия, которая выдвигается в попытке объяснить отказ директора от роли официального лидера магического сообщества и вовсе абсурдна. Якобы Дамблдор опасался конфронтации с официальным министерством, либо же не хотел обострять и без того не самые лучшие отношения с высшим чиновничеством. Это звучит довольно смешно. В конце концов в 1996 году мудрейший и миролюбивейший директор Хогвартса не погнушался пойти против закона и против министра Фаржа. Его вынудили? Так ведь и тогда его вынуждали, упрашивали, молили! И потом, какие опасения могли быть у Дамблдора? При непопулярности правительства, при том, что большая часть авроров всецело его поддерживала, при том культе личности Победителя Гриндевальда, которому наверняка по силам сразить нового Тёмного Лорда… Нет, это выглядит неправдоподобно.
Но поклонники Дамблдора, превозносящие его выше магловских богов, дают ещё одно объяснение. По их мнению причина отказа Альбуса Дамблдора от поста министра магии заключается прежде всего в… скромности уважаемого Верховного Судьи Визингамота. И действительно, чем же ещё, кроме святой, умилительной скромности можно объяснить столь рьяные отказы стать «самым главным магом»? Объяснение это вполне удовлетворительно. Нет, правда, как можно представить скромного, высокоморального педагога-учёного, «светлого мага» в роли циничного политика или расчетливого полководца, направляющего подчинённых ему мракоборцев сражаться с пожирателями смерти? Моё воображение не может нарисовать такой картины. Что ж, придётся обратиться к реальности. Возьмём любую газету периода Первой Войны, вот, например, «Ежедневный Пророк» (не сочтите это рекламой своего издания, к тому же «ЕП», я надеюсь не нуждается в рекламе) от 12 октября 1980 года. Статья о посещении руководства министерства больницы Сент-Мунго. Вот же он, на колдографии, скромный, чистый, мудрый, светлый Учитель! Такой он хороший, что даже на колдографии видно, как министр магии преданно заглядывает в ясные голубые глаза. Что неудивительно – 1980 год, десятый год войны. На кого же ещё надеяться, как не на Великого Дамблдора?
Поразительная идиллия. Учитывая, что ни для кого не секрет, что отношения между официальны Министерством и Дамблдором всегда были весьма холодными. Но, видимо, борьба сплотила мудрейшего директора Хогвартса и честолюбивых бюрократов из Министерства. Сплотила настолько, что уважаемый власть имущие пошли на попятную и с превеликим удовольствием начали гнуть перед скромным профессором свои спины. Картина настоящей, крепкой дружбы. Впрочем, об истории дружбы между Дамблдором и Министерством хотелось бы поговорить отдельно.
О долгосрочных и краткосрочных вложениях
Некоторые называют Министерство крысятником. Это люди глупые, которые умеют только тихо ругать власть по тёмным углам. Я же предпочту назвать его зоной здоровой конкуренции. Любой сотрудник Министерства мечтает подняться по служебной лестнице как можно выше. Это нормально. Это рождает конфликты, интриги, но зато, как правило, выносит наверх самых сильных.
Но уж чего-чего по-настоящему не любят господа чиновники, так это конкуренции извне. Когда политические тяжеловесы рождаются где-то в стороне. Дамблдор стал классическим примером такого явления.
Пока профессор занимался наукой и всячески ограждал себя от власти, это всех устраивало. Но после 1945 года, когда Дамблдор продемонстрировал всему миру (а заодно и себе самому) свою истинную мощь, магическое сообщество всколыхнулось.
Альбус Дамблдор, который и до этого был чрезвычайно популярен, как, пожалуй, самый талантливый маг текущего столетия, стал настоящим идолом, олицетворением борца со злом. Я бы сказал, что именно 45 год превратил Дамблдора из просто влиятельного общественного деятеля в Учителя с большой буквы, в политика, которому не было равных в то смутное время.
Министерство прореагировало довольно оперативно. Дамблдору вручили Орден Мерлина первой степени, попытавшись задобрить и общественность, и самого героя. Однако профессор провёл чёткую черту и указал: «Это вы, а это я. Просьба не путать и не смешивать.» Удалившись в Хогвартс в почёте и ореоле славы Дамблдор потерял реальный шанс стать министром – значительно более реальный, чем смутные, туманные перспективы до Великой Победы. Но нельзя сказать, что Дамблдор неразумно распорядился тем влиянием, которое досталось как трофей после поражения Гриндевальда. Наоборот…
Дамблдор действовал как матёрый, расчетливый финансист. Вместо того, чтобы броситься немедленно тратить своё «богатство», он произвёл долгосрочный вклад. Вместо того, чтобы немедленно броситься штурмовать политический Олимп, и на волне популярности стать министром, он мирно разошёлся с чиновниками, став, таким образом, в глазах населения своеобразной оппозицией. Зачем? Очень просто. Стань он министром, и вся его репутация, всё его «богатство» быстро бы улетучилось. В глазах магов он бы быстро превратился в обыкновенного чиновника. Никто бы уже и не вспомнил, что сам же первый Дамблдора и поддерживал. Первые неудачи, первый скачок цен (возможно даже спровоцированный недоброжелателями Дамблдора в министерстве) свёл на нет всю его славу Великого Мага, Великого Учёного и Великого борца со злом. Бороться со злом любой может. А ты попробуй цены на колбасу снизить. Это логика обычного обывателя, падкого на громкие имена, но также быстро возмущающегося, когда ему не повышают зарплату. В истории магии не так уж много по-настоящему популярных министров. Дамблдор рисковать не хотел. И это оказалось чрезвычайно мудрым решением.
Министерство не разглядело в действиях Дамблдора ничего кроме глупости или трусости. И потому отношения между чиновничеством и Дамблдором пришли в норму.
Но холод оставался. Оставался всегда. Так что захоти профессор ринуться на Олимп, ему бы спуску не дали. Чтобы «взойти на престол» Дамблдору необходима была острая ситуация. И она появилась.
Кто развязал Первую Войну?
Этой острой ситуацией стала развернувшаяся Первая Война. Попытаемся понять её причины и то, почему же она стала столь удачной для некоторых деятелей.
Известный магловский сыщик Шерлок Холмс (одно время его биография была даже включена в программу магловедения) завещал: «Ищите мотив». Последуем его совету.
Итак, кому же была выгодна война? Напрашивается вполне логичный ответ – Сами-Знаете-Кому. Кому же ещё? Он ведь развязал войну? Он. А зачем? И тут разные ответы. Одни скажут, что он просто маньяк. Шёпотом скажут. Чтобы не слышали. Ну что ж, не буду комментировать весьма распространённые слухи о психическом состоянии одного из самых могущественных тёмных магов всех времён.
Другие ответят, что он хотел власть захватить. И правильно ответят. Однако почему он не захватил её мирным путём? Это, безусловно, звучит дико: Сами-Знаете-Кто мирно захватывает власть, но всё же почему? Начать проводить свои идеи в жизнь значительно легче «сверху». Значит, пойти «наверх» тихо пожирателям смерти кто-то мешал. Кто мог препятствовать этому? Кто видел в пожирателях смерти угрозу задолго до того, как они начали действовать? Ответ очевиден. Альбус Дамблдор.
И правильно, скажете вы. Чёрт с ним, что это привело к началу бойни. Всё лучше, чем маньяки во главе государства.
Но нужно учесть ещё кое-что. Была ли выгодна Сами-Знаете-Кому ТАКАЯ война? Изматывающая, растянувшаяся на десятилетия? Всё указывает на то, что в планы Сами-Знаете-Кого входил скоротечный и победный марш, оканчивающийся стремительным государственным переворотом. Превращение «маленькой победной войны» в большую, долгую и изнурительную – это было не в интересах пожирателей смерти. Более того, я бы приравнял это к тактическому поражению.
Министерству вся эта котовасия не была нужна по определению. Ослабленное и крайне нестабильное, оно выполняло вынуждено было выполнять весьма пассивную роль, стремительно теряя контроль над ситуацией.
Но как бы странно это ни звучало, война стала звездным часом для Альбуса Дамблдора. Он получил тот самый кризис, который был для него так необходим! Вновь к нему пришли на поклон чиновники и… вновь он отказался становиться министром магии! Почему?
Ответ прост. Теперь он вырисовывается весьма отчётливо. Должность министра накладывает ответственность. Он ограничивает власть. По сути это та же клетка, правда золотая. Положение же вождя куда лучше. Оно не накладывает ответственности. В случае чего без особых проблем можно перевести стрелки на чиновничество. А самому присваивать себе только успехи.
Власть министра ограниченна. Власть Дамблдора в период войны стала абсолютной. Чтобы понять весь масштаб унижения Министерства, следует ходя бы припомнить слухи о некоем Ордене Феникса, в который активно вступали ведущие мракоборцы и авроры. Орден подчинялся исключительно Дамблдору и представлял собой своеобразную личную армию. О деятельности Ордена известно крайне мало, но так или иначе сам факт существования такой организации, альтернативной пожирателям смерти в распоряжении Дамблдора говорит о многом. Де-факте Дамблдор вынудил министерство из двух зол выбрать меньшее. Либо склониться перед Дамблдором, либо перед Сами-Знаете-Кем. Не виню чиновников, что они выбрали Дамблдора.
Осталось узнать только одно. Насколько велика роль Дамблдора в создании «кризисной ситуации»?
Великий Учитель
Великим педагогом был Дамблдор. Среди его учеников очень много известных имён. Но есть одно, о котором не любят распространяться. Там Марволо Редл. Тот, кого мы сейчас называем Сами-Знаете-Кто.
О том, что чёрный маг был учеником Дамблдора, говорить не любят. Равно как и загадочном сходстве между Редлом и Потером, другим учеником великого мага.
Здесь я не буду говорить ни о чём. Не посмею. Потому что тогда поклонники Дамблдора и Потnера зарежут меня в редакции «Ежедневного Пророка».
Я просто хотел бы сказать, что Дамблдор всегда умел направлять своих студентов на путь истинный. Истинный путь – это, как правило, тот путь, который нужен самому Учителю.
Итог
Я не собираюсь предъявлять обвинений. «Ежедневный Пророк» такими вещами не занимается. Я просто увидела, что дискуссия о личности Дамблдора развернулась с новой силой и подбросил ещё немного материала для дальнейших споров.
Из всего этого следует только одно, что бы ту ни говорили, но война привела к тому, что в течение последующих 25 лет Дамблдор оказался у руля власти. Скажите, что Дамблдор ушёл в 82 году, когда пожиратели смерти были разгромлены? А я останусь при своём мнении и отвечу, что не ушёл. Его псевдоуход и очередной отказ от должности министра – лишь очередной спектакль. Впрочем, также тщательно спланированный.
Даже перед началом очередного спектакля Дамблдор озаботился о тылах и своевременно удалил с политической арены честолюбивого и опасного для себя Крауча. Все мы знаем, что Крауч ушёл, потому что его сын оказался пожирателем смерти. И что сдал его Игорь Каркаров, купив этим себе свободу. Но мы не знаем, у кого он её купил. Вот в чём вопрос.
Дамблдор оставался у руля. Вплоть до начала девяностых, когда министерство наконец оправилось от ударов и приготовилось бросить вызов Великому Хитрецу.
Но это уже другая история. Всегда ваша Гермиона Грейнджер